Подготовка внедорожников к экстремальным условиям эксплуатации
 

ПО ГРЯЗИ — В КНЯЗИ

Современный полноприводной автомобиль — это некая попытка создать универсальное средство передвижения. К сожалению, на практике приходится выбирать из двух вариантов. Либо шоссейное авто с отличной управляемостью, но с нежной подвеской и слабой трансмиссией, либо “трактор”, которому все нипочем за исключением... гладкого асфальта. А поскольку по статистике большинство “настоящих джипов” никогда не съезжают с шоссе даже на проселок, автопроизводители больше внимания уделяют все же ходовым, а не внедорожным качествам.

Но если все-таки захочется выбраться туда, куда не ступала нога человека? А если и ступала, то обутая в резиновые сапоги до колен? Ведь далеко не всякий, даже “настоящий” внедорожник сможет, скажем, “без потерь в живой силе и технике” пересечь вброд реку и не утонуть в прибрежном иле по самые окна. Однако при наличии достаточной суммы денег, времени и желания можно подвергнуть его соответствующему тюнингу.

Выделим условно три основных направления тюнинга внедорожников:

Первое направление — Wilde Style (“дикий стиль”) акцентирует внимание именно на вездеходных качествах. “Дикие машины” опутывают трубами, обвешивают гирляндами дополнительных фар, а также серьезно дорабатывают у них всю механическую часть. В экстремальном варианте “дикий джип” превращается в “Биг фут” на тракторных колесах в рост человека. Правда, в городе такой “тракторомобиль” не всегда удобен.

Второй, умеренный вариант дооборудования-это так называемый Middle Style, т.е. “средний стиль”, приверженцы которого обычно больше внимания уделяют собственно декору в стиле off-road, а не проходимости. К числу “миддлов” можно отнести чуть ли не каждый второй внедорожник, если он оснащен дугами, подножками и прочими блестящими украшениями.

Третье направление, совершенно противоположное самой идее внедорожника. Называется оно Speed Style (“скоростной стиль”) и цель его — принести в жертву вездеходные качества ради скорости и управляемости.

Давайте более подробно остановимся только на тех доработках, которые позволят резко повысить вездеходные качества внедорожника — защите кузова:
  • Бампер. Собираясь на поиски приключений, стоит подумать о том, как защитить автомобиль от всяческих неожиданностей. Ведь внедорожник — все же не танк, а ремонт покалеченных бамперов, выбитых фар, мятых крыльев вполне может потянуть на сумму, равную четверти стоимости самой машины. А раз так, то начнем с самой уязвимой, передней, части, которую несложно отгородить от внешних воздействий прочной решеткой. Изобретение это отнюдь не новое: еще во время войны многие полноприводные грузовики, особенно американские, оснащались мощными толстыми бамперами и решетками, защищающими фары и радиатор. Затем идею подхватили и творчески развили австралийцы. Что и не удивительно. Ведь в стране, где большую часть территории занимают дикие степи и пустыни, по которым носятся дикие кенгуру, не ознакомленные с правилами движения, на обычном автомобиле далеко не уедешь. Отсюда и полуофициальное название защитных дуг и решеток — “кенгурятник”, или “кенгурин”. Подобное средство борьбы с дикой австралийской фауной выпускают чуть ли не во всех странах мира. У нас тоже научились изгибать трубы соответствующим образом. Признанными лидерами в области тюнинга внедорожников считаются Австралия, Япония, США. На украинском рынке лучше всего представлена продукция таких компаний, как ARB (Австралия), Aiba Works и JAOS (Япония), Warn (США), Delta4x4 и Cobra (Германия). Сразу же возникает вопрос: что выбрать? Чтобы ответить на него, следует разобраться, какая собственно защита вам нужна. Если для вас главное — прочность и функциональность, стоит сразу же заказать усиленный бампер с креплением под лебедку . Внешне он, возможно, будет смотреться не так эффектно, как сверкающий хромом и “нержавейкой” прихотливо изогнутый “кенгурин”. Зато при столкновениях не будет прогибаться. А значит, у вас будет больше шансов избежать дорогого кузовного ремонта. Но бывает, что “супербампер” не подходит по эстетическим соображениям или внедорожник просто не приспособлен для его установки. Тогда подумайте о “классических” “кенгуринах”. Они уступают, главным образом, по прочности креплений, но зато не требуют переделок самой машины. На что же стоит обратить внимание при покупке подобной защиты? Во-первых, крепления. Ибо если они слабые и хрупкие, ваша защита в случае непредвиденной встречи, скажем, с деревом только усугубит последствия аварии. Во-вторых, форма “кенгурина”. Модели с центральной дугой дешевле, но при этом фары и передняя часть крыльев остаются без защиты. Покупая же более дорогие модели с развитой боковой защитой, обратите внимание на крепления дополнительных элементов. Например, если боковые “уши”, прикрывающие фары, выполнены съемными , то после неудачного контакта с каким-нибудь препятствием вам не придется менять весь “кенгурятник” в сборе. В-третьих, материал, из которого сделана защита. Лучше всего брать модели из нержавеющей стали, которой не страшны ни соль, ни грязь, ни гравий. Хотя качественно похромированные или покрашенные “кенгурятники” с полимерным покрытием также могут достаточно долго не поддаваться коррозии. И, наконец, в-четвертых, обратите внимание на диаметр и толщину стенок труб. Ибо тонкостенные трубки небольшого диаметра, из которых часто изготавливают декоративные защиты, часто мнутся даже при падении на асфальт. В то время как толстостенные легко выдерживают весьма серьезные удары.
  •  Все вышеперечисленное в полной мере относится и к задней защите, представляющей собой упрощенный вариант передней, а также к трубам-подножкам. Они, кстати, не только защитят бока от возможных повреждений, но еще и значительно упростят процедуру высадки-посадки.
  • Вышеперечисленных деталей вполне достаточно для городского вездехода. А вот для серьезного углубления в дебри дикой природы вам не обойтись без защиты картера, которая предохранит нижнюю часть мотора машины от корней деревьев, пней и острых камней. Если же запаска “джипа” подвешена под днищем, то лучше вынести ее за заднюю дверцу, установив наружное крепление. Ведь иначе вам придется иметь дело с грязным крепежом, который, кстати, от постоянного контакта с влагой может даже и приржаветь. Кроме того, если вы все же застрянете, вытащить вездеход из грязевой ловушки поможет электролебедка. А для лучшей ориентировки, скажем, в лесу, просто незаменим комплект дополнительной оптики.

Получить консультацию, произвести тюнинг своего внедорожника вы сможите у квалифицированных специалистов фирмы «Сервис АМГ».